1. НАЗНАЧЕНИЕ ДОКУМЕНТА
1.1. Настоящая Антикоррупционная политика (далее – «Политика») является базовым документом Псковского облпотребсоюза и членов союза – потребительских обществ (далее – «система Облпотребсоюза»), определяющим ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение норм применимого антикоррупционного законодательства, членами их органов управления, работниками и иными лицами, которые могут действовать от имени Облпотребсоюза, потребительских обществ.
1.2. Политика разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом, Кодексом деловой этики и служебного поведения работников потребительской кооперации Псковской области, другими внутренними документами Облпотребсоюза и потребительских обществ.
1.3. Политика сформулирована с учетом того обстоятельства, что в России «коррупцией», «коррупционными действиями», «коррупционной деятельностью», как правило будут считаться дача или получение взяток, посредничество в даче или получении взяток, злоупотребление служебным положением или полномочиями, коммерческий подкуп, платежи для упрощения формальностей, незаконное использование должностным лицом своего положения для получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг, каких-либо прав для себя или для иных лиц либо незаконное предоставление выгоды или прав этому лицу иными лицами.
2. ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ
2.1. Политика отражает приверженность организаций системы Облпотребсоюза, их руководства, Сотрудников высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного ведения бизнеса, а также стремление системы Облпотребсоюза к усовершенствованию корпоративной культуры, следованию лучшим практикам корпоративного управления и поддержанию деловой репутации кооперативных организаций Псковской области на должном уровне.
2.2. Система Облпотребсоюза ставит перед собой цели: - минимизировать риск вовлечения организаций, руководства организаций и работников потребительской кооперации независимо от занимаемой должности (далее совместно – «Сотрудники») в коррупционную деятельность; - сформировать у контрагентов, Сотрудников и иных лиц единообразное понимание политики организаций Облпотребсоюза о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях; - обобщать и разъяснять основные требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации, которые могут применяться к организациям системы Облпотребсоюза и их Сотрудникам. - установить обязанность Сотрудников организаций системы Облпотребсоюза знать и соблюдать принципы и требования настоящей Политики, ключевые нормы применимого акнтикоррупционного законодательства, а также адекватные мероприятия по предотвращению коррупции.
3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ
3.1. Все Сотрудники организаций системы Облпотребсоюза должны руководствоваться настоящей Политикой и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования.
3.2. Председатели Советов кооперативных организаций отвечают за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований настоящей Политики, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных мероприятий, их внедрение и контроль.
3.3. Принципы и требования настоящей Политики распространяются на контрагентов и представителей кооперативных организаций области, а также на иных лиц, в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах, либо прямо вытекают из закона.
4. ПРИМЕНИМОЕ АНТРИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
4.1. Все Сотрудники организаций системы Облпотребсоюза должны знать ответственность за соблюдение норм Российского антикоррупционного законодательства, установленных Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными актами, основными требованиями которых являются запрет дачи взяток, запрет получения взяток, запрет коммерческого подкупа и запрет посредничества во взяточничестве.
4.2. С учетом изложенного всем Сотрудникам строго запрещается прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, предлагать, давать, обещать, просить и получать взятки или совершать платежи для упрощения административных, бюрократических и прочих формальностей в любой форме, в том числе, в форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды, каким-либо лицам и от какихлибо лиц или организаций, включая коммерческие организации, органы власти и самоуправления, государственных служащих, частных компании и их представителей.
5. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ
5.1. Миссия высшего руководства Председатели Советов, председатели правлений и их заместители, должностные лица Облпотребсоюза и кооперативных организаций области должны формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением и осуществляя ознакомление с антикоррупционной политикой всех работников и контрагентов. В системе Облпотребсоюза закрепляется принцип непринятия коррупции в любых формах и проявлениях (принцип «нулевой терпимости») при осуществлении повседневной деятельности и стратегических проектов, в том числе во взаимодействии с контрагентами, представителями органов власти, самоуправления, политических партий, своими Сотрудниками и иными лицами.
5.2. Периодическая оценка рисков Организации потребительской кооперации области на периодической основе выявляют, рассматривают и оценивают коррупционные риски, характерные для их деятельности в целом и для отдельных направлений в частности, проводят мероприятия по предотвращению коррупции, разумно отвечающие выявленным рискам. 5.3. Проверка контрагентов Организации системы Облпотребсоюза прилагают разумные усилия, чтобы минимизировать риск деловых отношений с контрагентами, которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность, включает в договоры антикоррупционные условия (оговорки), а также оказывают взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции.
5.4. Информирование и обучение Облпотребсоюз и организации системы Облпотребсоюза содействуют повышению уровня антикоррупционной культуры путем информирования и систематического обучения работников в целях поддержания их осведомленности в вопросах антикоррупционной политики в системе Псковского облпотребсоюза и овладения ими способами и приемами применения антикоррупционной политики на практике. 2 5.5. Мониторинг и контроль В связи с возможным изменением во времени коррупционных рисков и иных факторов, оказывающих влияние на хозяйственную деятельность, Облпотребсоюз и его организации осуществляют мониторинг внедренных мероприятий по предотвращению коррупции, контролируют их соблюдение, а при необходимости пересматривают и совершенствуют их.
6. ПОДАРКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ
6.1. Подарки, которые Сотрудники от имени Облпотребсоюза, потребительских обществ могут предоставлять другим лицам и организациям, либо которые Сотрудники, в связи с их работой в системе Облпотребсоюза, могут получать от других лиц и организаций, а также представительские расходы, в том числе расходы на деловое гостеприимство, которые Сотрудники от имени Облпотребсоюза могут нести, должны одновременно соответствовать пяти указанным ниже критериям: - быть прямо связаны с законными целями деятельности кооперативных организаций Псковского Облпотребсоюза; - быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши. Стоимость подарка не может превышать трех тысяч рублей; - расходы должны быть согласованы с Председателем Совета (правления) организаций; - не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, разрешении и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью; - не создавать репутационного риска для организаций системы Облпотребсоюза, Сотрудников и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах; - не противоречить принципам и требованиям настоящей Политики, Кодекса деловой этики, другим внутренним документам кооперативных организаций системы Облпотребсоюза и нормам применимого законодательства.
7. УЧАСТИЕ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Облпотребсоюз и потребительские общества могут принять решение об участии в благотворительных мероприятиях, направленных на создание имиджа организации как социально ориентированной организации. При этом бюджет и план участия в мероприятии согласуются с Председателем Совета (правления) организации.
8. ВЗИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ
8.1. Облпотребсоюз, потребительские общества – его члены воздерживаются от оплаты любых расходов за государственных служащих и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения преференций и преимуществ в конкретных проектах организаций системы Облпотребсоюза, в том числе расходов на транспорт, проживание, питание, развлечение, PR-кампании и т.п., или получение ими за счет кооперативных организаций иной выгоды.
9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОТРУДНИКАМИ
9.1. Облпотребсоюз, потребительские общества требуют от своих Сотрудников соблюдения настоящей Политики, информирует их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения.
9.2. В организациях системы Облпотребсоюза организуются безопасные, конфиденциальные и доступные средства информирования руководства организаций о фактах взяточничества со стороны лиц, оказывающих услуги в интересах коммерческой организации или от ее имени.
9.3. Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры с новыми Сотрудниками проводится вводное информирование по положениям настоящей Политики и связанных с ней документов, а для действующих Сотрудников проводятся периодические информационные мероприятия в очной и/или дистанционной форме.
9.4. Соблюдение Сотрудниками кооперативных организаций системы Облпотребсоюза принципов и требований настоящей Политики учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОСРЕДНИКАМИ И ИНЫМИ ЛИЦАМИ
10.1. Облпотребсоюзу, потребительским обществам и их Сотрудникам запрещается привлекать или использовать посредников, партнеров, агентов, совместные предприятия или иных лиц для совершения каких-либо действий, которые противоречат принципам и требованиям настоящей Политики или нормам применимого акнтикоррупционного законодательства.
10.2. В целях исполнения принципов и требований, предусмотренных в Политике, Облпотребсоюз, потребительские общества осуществляют включение акнтикоррупционных условий (оговорок) в договоры с посредниками, партнерами, агентами и иными лицами. Антикоррупционные условия (оговорки) должны содержать сведения о Политике и системе антикоррупционных мероприятий, действующих в системе Облпотребсоюза, при необходимости предусматривать Политику в качестве приложения к договорам, определять ответственность контрагентов за несоблюдение принципов и требований Политики.
11. ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ КНИГ И ЗАПИСЕЙ
11.1. Все финансовые операции должны быть аккуратно, правильно и с достаточным уровнем детализации отражены в бухгалтерском учете кооперативных организаций Облпотребсоюза, отображены в документах и доступны для проверки.
11.2. В Облпотребсоюзе, потребительских обществах назначены Сотрудники, несущие ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за подготовку и предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в установленные применимым законодательством сроки. 1
1.3. Искажение или фальсификация бухгалтерской отчетности Облпотребсоюза запрещены.
12. ОТКАЗ ОТ ОТВЕТНЫХ МЕР И САНКЦИЙ
12.1. В Облпотребсоюзе и потребительских обществах системы Сотрудники не будут подвергнуты санкциям (в том числе увольнениям, понижениям в должности, лишениям премии) если они сообщат о предполагаемом факте коррупции, либо если они отказались дать или получать взятку, совершать коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве.
13. АУДИТ И КОНТРОЛЬ
13.1. В Облпотребсоюзе, потребительских обществах на регулярной основе проводится внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности, контроль за полнотой и правильностью отражения данных в бухгалтерском учете и соблюдением требований применимого законодательства и внутренних нормативных документов организаций системы Облпотребсоюза, в том числе принципов и требований, установленных настоящей Политикой.
14. ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ (НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ) НАСТОЯЩЕЙ ПОЛИТИКИ
14.1. Председатели Советов, Председатели правлений , их заместители, сотрудники всех подразделений Облпотребсоюза, потребительских обществ независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящей Политики, а также за действия (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающие эти принципы и требования.
14.2. Лица, виновные в нарушении требований настоящей Политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности по инициативе Облпотребсоюза, потребительских обществ, правоохранительных органов и иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Уставом организации, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.