Новости

Личные истории: Подвиги Героя Советского Союза Ивана Боченкова

Рубрика; Герои войны: личные истории

#наши_люди #герои_войны #наши_герои

Продолжаем публиковать личные истории героев Великой Отечественной войны, судьбы которых были связаны с потребительской кооперацией.
Иван Андреевич Боченков Герой Советского Союза, неоднократно награжденный боевыми Орденами, в послевоенное время – председатель Правления Пореченского сельпо.

Иван Андреевич Боченков Родился 5 (18) августа 1908 года в деревне Чёрный Луг ныне Великолукского района Псковской области в многодетной крестьянской семье. В 1928 году уехал в Ленинград, работал слесарем на цементном заводе имени Воровского. В 1934 году окончил 3 курса вечернего отделения рабфака при Ленинградском институте коммунального строительства. Вернулся на родину, работал в колхозе, счетоводом на лесоучастке, плановиком-экономистом Пореченского льнозавода. В 1939-1940 годах служил в армии.

На фронте Иван Боченков с самого начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 года был мобилизован Великолукским районным военкоматом Калининской области. Наш герой служил в инженерных войсках, весь боевой путь прошел в составе 61-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона 14 инженерно-саперной бригады 65 армии - строил дороги, оперативно возводил передвижные мосты и понтонные переправы при форсировании водных преград, обеспечивая быстрое передвижение войск. Часто это происходило под шквальным огнем противника. Был командиром отделения, участвовал в боях под Москвой, Орлом, Брянском, на Украине и в Белоруссии.
В 1942 году был ранен, после госпиталя вернулся в строй. О его героизме и бесстрашии говорят боевые награды: Герой Советского Союза, награжден двумя Орденами Красной звезды, Орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу».
Первую боевую награду медаль «За отвагу» он получил в феврале 1943 года за участие в своевременном и успешном инженерном обеспечении Харьковской наступательной операции. В наградном листе его характеризуют, как смелого, самоотверженного и умелого организатора, который «при выполнении боевого задания во время артиллерийского обстрела и бомбежки с воздуха своим личный примером воодушевлял подчиненных на быстрейшее выполнение боевого задания».

Немецкие войска, отступая, разрушали всю транспортную инфраструктуру, дороги, мосты. Успехам наступательных операций способствовали и понтонно-мостовые батальоны, обеспечивающие форсирование водных преград. И даже, перечисляя даты и читая описание наградных листов к наградам нашего героя, можно представить, насколько напряженным и опасным было своевременное выполнение боевых заданий.

В сентябре 1943 года Иван Боченков награжден Орденом Красной Звезды (приказ № 92/н от 14.09.1943). В наградном листе командир 61 отдельного моторизированного понтонно-мостового батальона Николай Ремизевич описывает 3 эпизода мужества и стойкости при выполнении боевых задач старшим сержантом Иваном Боченковым.
При подготовке к наступлению, строя передвижной мост через реку Жиздра, он со своим отделением выполнил работу на сутки раньше, работая в ночное время при артминометных налетах противника. Он лично без водолазного костюма за три часа работы забил под водой 60 скоб. Крепление прогонов нужно было производить под водой. Также его подразделение и он лично отличились при строительстве моста для танков через реку Вытебеть и при форсировании реки Нугрь в районе деревни Большая Чернь.

В октябре 1945 года Иван Андреевич был награжден вторым Орденом Красной Звезды (приказ №284 от 5.10 1943 г.)
Батальон с 11 сентября 1943 г. выполнял боевую задачу по форсированию реки Десна в районе д. Ново-Хатмирово. Ранним утром 12-го под обстрелом вражеской самоходной артиллерии прямой наводкой за полтора часа Боченков со своим расчетом собрал понтонный мост в таких условиях. А в ночь с 13 на 14 сентября 1943 г. под сильным вражеским минометным и артиллерийским обстрелом батальон построил деревянный мост через р. Десна под грузы 60 тонн длиной 50 метров за 4 часа. «Особо отличился расчет ст. сержанта Боченкова, установивший в течении одного часа 6 опор вместо заданных трех. Он лично сам непрерывно находился в воде выше пояса и своим примером мужества увлекал за собой всех остальных бойцов. Построенный мост обеспечил грузы надежной переправой через реку Десна».

Также в архивах сохранилось описание его подвига, за который его наградили Орденом Красного Знамени (приказ №203/н от 17.10 1943 ВС 65 Армии).
В ночь с 5 на 6.10.1943 рота возводила паромную переправу через реку Сож в районе д. Ново-Терешковичи, переправлялись танки, орудия, боеприпасы и войска. Работа по переправке грузов и людей производилась под интенсивным вражеским огнем противника и налетом авиации.

Из Наградного листа: «Волной бомбежки вражеской авиации был сброшен в воду ст. сержант Боченков, не взирая на это, он продолжал руководить отделением. Осколками бомб был пробит паром в нескольких местах, он быстро стал набирать воду и погружаться. Ст. сержант Боченков, презирая опасность, увлекая за собой бойцов своего отделения, бросился заделывать пробоины. Опасность потери парома миновала - груз в целости доставлен на правый берег реки».

Центральный фронт вел непрерывные наступательные бои с лета 1943 года и с 15 октября готовилось новое наступление. 65-я армия Центрального фронта развивала наступление на Гомельском направлении и вела ожесточенные бои в междуречье Сожа и Днепра. Но командующий армией генерал-лейтенант П.И. Ба тов пошел на хитрость, важно было ввести в заблуждение противника — внезапно начать форсирование там, где враг меньше всего ожидал. Совершив 40-километровый марш бросок, основные силы 65-й армии сосредоточились на участке Лоев-Радуль, в 4-6 км от Днепра. В строжайшей тайне пять суток велась подготовка к форсированию Днепра. Был подготовлен специальный макет правого берега Днепра, чтобы проводить занятия с командирами. За короткий срок было сооружено большое количество лодок и плотов. В 250-ти м от берега были выкопаны ямы, в которых были спрятаны переправочные средства. 15 октября 1943 г. началась переправа через Днепр. В этой операции старший сержант Боченков особо отличился.
Из наградного листа, подписанного командиром 61 ОМП МБ майором Трусовым и заместителем командующего 65 армии генерал-майором Швыдким:

«Командир расчета понтона ст. сержант Боченков И.А. в ночь с 15 на 16 октября 1943 года при форсировании реки Днепр в районе севернее места РАДУЛЬ под шквальным ружейно-пулеметным огнем противника, занимавшего противоположный берег, сумел собрать и оснастить понтон и, сделав 7 рейсов, перевез на берег, занятый противником, 350 человек пехоты. 23 пробоины пришлось заделать подручными материалами тов. Боченкову во время рейсов, не приостанавливая перевозку десанта».
В эту же ночь Боченков совместно с расчетом Красавина перевез минометную роту и батарею полковой артиллерии с вооружением и боеприпасами. «Двое суток тов. Боченков И.А. работал под непрерывным вражеским огнем без сна и отдыха, весь промокший в воде Днепра и от дождя. Своим героическим боевым трудом он обеспечил успех Красной Армии, форсировавших реку Днепр на этом участке».

Также в наградном листе указаны и другие факты о его мужестве и героизме во время форсирования реки Десна и реки Сож южнее г. Гомеля. «Работая под вражеским огнем он и здесь проявлял мужество и геройство, спасая часто положение своей боевой смекалкой.»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за «мужество и отвагу, проявленные при форсировании Днепра, и стойкость во время боев на приднепровском плацдарме» старший сержант Иван Боченков был удостоен высокого звания «Героя Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (номер 1629).

В 1945 году Иван Боченков окончил Ленинградское военно-инженерное училище имени Жданова и в звании младшего лейтенанта был направлен на Дальний Восток.

20 марта 1946 года уволился в запас и переехал на родину. В 1948 году окончил Калининскую межобластную партийную школу. с 1946 по 1959 год работал на административных и хозяйственных должностях. А с 1959 года был избран председателем Правления Пореченского сельпо. Его боевой и жизненный опыт способствовали развитию потребкооперации в своем районе.

Из воспоминаний Анатолия Колосова, автора книги «По ступенькам календаря», о кооператоре Боченкове: «Я учился у него редкостному умению понимать людей, расположить их к себе. Недаром возглавляемый им коллектив считался одним из лучших в Великолукском районе. Отличительной чертой Ивана Андреевича была вера в людей. Она окрепла и закалилась у него в трудные годы войны…».

И сегодня Великолукское райпо и Пореченский хлебозавод являются крупнейшими в системе Псковского облпотребсоюза.
В 1971 году Иван Андреевич вышел на пенсию, но активно продолжал участвовать в общественных делах, встречался со школьниками, молодежью, передавая им свой опыт, знания и свое видение в плане патриотического воспитания.

Иван Андреевич пользовался уважением односельчан и жителей района, неоднократно избирался депутатом районного и сельского Совета, был членом райкома партии. В 1967 году Ивану Боченкову было присвоено звание «Почетный гражданин Великолукского района».

Умер Иван Боченков 11 февраля 1984 года. Его именем названа улица в Поречье. На Аллее Героев воинской славы в г. Великие Луки установлена стелла, посвященная Герою Советского Союза И.А.Боченкову.
У Ивана Андреевича было трое детей. Сын Федор пошел по стопам отца и стал военным, продолжили династию деда и трое правнуков-офицеров. Правнучка Ивана Андреевича поделилась воспоминаниями матери в местных СМИ: «Про годы Великой Отечественной рассказывать не любил, однажды сказал, что при форсировании Днепра вода была красного цвета от крови убитых людей.»

В военных мемуарах встречается утверждение, что гитлеровское командование считало Днепр неприступным барьером на пути наступавшей Красной Армии. Тогда же Гитлер изрек фразу о том, что скорее Днепр потечет обратно, чем русские его преодолеют. Русские Днепр преодолели, свою лепту в этот боевой подвиг внес и наш герой, кооператор Иван Андреевич Боченков.
В статье использованы материалы и документы с сайта "Память народа", военные мемуары, фото из открытых источников